Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Медведевская средняя общеобразовательная школа Красногорского района Брянской области

Внеурочная деятельность "Азбука родного края" с 01.06 по 30.06 (мероприятия)

Внеурочная деятельность "Азбука родного края" с 01.06 по 30.06 (мероприятия)

Внеурочная деятельность «С Азбукой по родному краю» 1 класс

Тема урока: Реки Брянской области

Цели:

1. сформировать представление учащихся об особенностях рек Брянской области;

1. познакомить с разнообразием животных и растений рек родного края;

1. закрепить знания учащихся о реках, показать необходимость и способы их охраны;

1. способствовать формированию стремления к процессу познания.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, иллюстрация цапли и водоплавающих птиц, схема бассейна реки Десна , иллюстрации рыб, растений.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

2. Самоопределение к деятельности.

-Ребята, к нам на занятие прилетела цапля с конвертом. Прочитайте содержимое конверта ( читает учащийся) СЛАЙД

«Дорогие ребята, я приглашаю вас в увлекательное путешествие». Подпись Цапля.

-Вы любите путешествовать?( ответы детей)

- А куда мы отправимся путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку:

Мокрая тётка бежит по земле –
Радость великая всей детворе.
Люди от зноя в ней летом спасаются,
Зимой на коньках и салазках катаются.
(Река) СЛАЙД

- С какой рекой познакомились на прошлом уроке? (Десна)

- Сформулируйте тему занятия. (Путешествие по реке Десна)

- Раскрасьте реку Десна и притоки голубым карандашом.

- Что вы можете рассказать о реке Десна? СЛАЙД

(Десна – самая крупная река в Брянской области. На реке Десна стоит город Брянск.Её протяжённость составляет более тысячи ста километров. Исток реки находится в Смоленской области. Десна вытекает из болота «Голубой мох». Устье реки находится в северной части города Киева. Десна впадает в реку Днепр. )

- На каком транспорте можно путешествовать по реке? (Перечисляют виды транспорта)

- А на каком отправимся мы, отгадайте загадку.

Без рук, без ног, 

На брюхе плывет, 

Спереди носок, 

Сзади рулек. (моторная лодка) СЛАЙД

- Откройте конвертик, достаньте содержимое. Прикрепите моторку к истоку реки Десна ( у каждого на столах схема бассейна реки Десна)



3. Организация процесса усвоения учащимися нового материала.

- Отправляемся в путешествие. СЛАЙД (звучит запись «Звуки воды»)

- Проплываем мимо притока Габья, подплывём к притоку Ветьма.

-Остановимся и внимательно посмотрим на речную гладь.

- Может ли река быть чьим – то домом? (ответы детей)

- Ребята, цапля приготовила для вас загадки.

В тихой заводи живёт,
Ходит задом наперёд,
И на дне среди коряг
Всё мечтает свистнуть … (рак)! СЛАЙД

(учитель прикрепляет на схему иллюстрацию рака)

Какие у рака клешни, каждый знает: стоит зазеваться, и рак так схватит тебя за палец, то заревёшь от боли. Этим оружием он яростно отбивается от врагов. Летом раков часто можно найти в реке - под камнями у бе­рега. А где раки зимуют, тебе известно? На зиму они забираются глубоко в свои береговые норы или зарываются в ил. Едва ли най­дутся охотники ловить раков в ледяной воде. А вот в старину, при крепостном праве, помещики в виде наказания заставляли про­винившихся крестьян зимой доставать раков из-подо льда. Отсюда и пошла поговорка: «Я покажу тебе, где раки зимуют».

- Рак приглашает спустится на дно реки.

- Как это сделать? Ведь мы не можем дышать под водой, люди не приспособлены для жизни под водой, так как у человека нет жабр для дыхания. Люди дышат легкими, нет плавников и хвоста для передвижения - Что можно придумать, чтобы спуститься на дно реки? (Предположения детей.)

- Вот что для этого придумал человек? (Подводное снаряжение). СЛАЙД

И г р а - и м и т а ц и я «Надень маску, акваланг и спустись под воду».

- Кто живёт на дне реки, отгадайте загадки:

1.Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это (Щука) СЛАЙД

(учитель прикрепляет на схему иллюстрацию щуки)

2. На дне, где тихо и темно, 
Лежит усатое бревно. Сом . СЛАЙД

(учитель на схему прикрепляет изображение сома)

3. Рыба полосатая,

Хищная, опасная,

Ловит маленьких мальков,

Красный цвет у плавников (окунь) СЛАЙД

(учитель прикрепляет к схеме изображение окуня)

4. Он драчун и забияка,
Никогда не знает страха:
На спине – иголки,
А иголки – колки. (Ерш)

(учитель прикрепляет к схеме изображение окуня)

- Поднимаемся со дна реки и отправляемся дальше. Проплываем мимо притоков Болва и Снежеть посмотрите внимательно, какие цветы растут на реке? СЛАЙД (кубышка жёлтая, кувшинка)

Рассказ учителя .

Кубышка жёлтая.

Кубышка жёлтая украшает многие реки. Только не путайте её с кувшинкой, у которой цветы белые. Хотя кубышка встречается чаще, она нуждается в охране.

Кувшинка.

Кувшинку называют водяной лилией. Распускаются в одно время с кубышками. И цветут так же долго – до конца лета. Но вот о чём я всё время думаю. Уж больно красива и нежна белая лилия! Уж больно таинственными, сказочными мне кажутся эти цветы!.. А останется ли такая сказка жить …

Другие растения.

По берегам растут ковыль, чабрец, шалфей, пастушья сумка.



(учитель прикрепляет к схеме изображения кубышек и кувшинок)

- Плывём дальше к притоку Ревна. Причалим к берегу и немного отдохнём.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре.

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс,

Одной, другой, это кроль.

Вышли на берег крутой.

Отряхнулись – домой!

- Продолжаем путешествие. Подплывём к притоку Навля. Посмотрите какие растения можно увидеть на берегах рек. СЛАЙД

-Кто знает названия этих растений? (Рогоз, тростник)

(учитель прикрепляет изображения на схему)

- Продолжаем путешествие. Подплывём к реке Нерусса и посмотрим на берег. СЛАЙД (песчаный пляж)

- Выйдем на берег и устроим привал. Кто знает, что означает слово привал? (ответы детей)

- Разожжём костёр, съедим бутерброды. Теперь оправляемся дальше.

- Ребята, почему наша цапля показывает красный цвет? Что мы забыли (Убрать за собой мусор)

(учитель прикрепляет на схему знак «Убери мусор»)

- Отчего загрязняется вода в реках?

- Чем опасно загрязнение воды?

- Как люди охраняют воду от загрязнения?

-Подплывая к реке Судость цапля предлагает познакомить со своими подружками. ( на доске иллюстрации птиц: водяная курочка, лебеди, дикие гуси, утки, дятел)

-Какие птицы могут быть подружками цапли?(учащие по очереди группируют птиц)

Как одним словом можем назвать этих птиц? (водоплавающие)

- Вот и закончилось наше путешествие. Цапля прощается с вами.

4. Рефлексия.

- Откройте конвертики под номером два. Что цапля приготовила для вас? (рыбы, растения)

- Украсьте каждый свою схему.

5. Подведение итогов.

- По какой реке путешествовали? (по Десне)

- Какие притоки проплывали? (ответы детей)

- Выразите соё настроение, используя смайлики: красный – ничего не понял на занятии, зелёный – работал, но не всё успел, жёлтый – всё успел, настроение отличное)

Ученик рассказывает стихотворение Е.Шварца

Наша Брянская область –

Удивительный край.

Здесь грибов да черники

Поезда нагружай.

А озёр и озёрец,

А речушек и рек

Сосчитать не сумеет

Ни один человек!



Тема: «Птицы Брянского края».

Цель: познакомить учащихся с птицами родного края.

Формируемые УУД.


Предметные: сформировать у детей представление о птицах живущих рядом с нами; учить распознавать перелетных и зимующих птиц.

Личностныевоспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся,

Метапредметные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на занятии, умение сотрудничать;

Познавательные:  использовать знания для бережного отношения к природе, выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов, формулировать проблему и самостоятельно создавать способы её решения.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, умение работать в группе, учить оценивать свою работу и работу группы, отвечать на вопросы учителя, товарищей, соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Системно- деятельностный подход; словесный, наглядный, исследовательский метод, игра.

Оборудование: карточки с названиями птиц, пазлы, фломастеры и карандаши, клей, бумага, выставка книг о птицах, кормушки.

1. Организация класса. Сообщение темы и цели занятия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, повернитесь, посмотрите, поприветствуйте

С каким настроением вы пришли на занятие?

Поделитесь этим настроением друг с другом.

Улыбнитесь друг другу и начнём занятие.

Я предлагаю Вам послушать стихотворение Елены Благининой «Друзья».

Есть во дворе у нас друзья,

Встают они чуть свет

И в чужедальние края

Не улетают – нет!

Повеет ветер с темных нив,

Поникнут ветви ив,

Один другого спросит: «Жив?»

Другой ответит: «Жив!»

Потом пойдет крутить пурга,

Остынет вся земля,

И лягут белые снега

На черные поля.

Мороз ударит, опушив

Нагие ветви ив,

Один другого спросит: «Жив?»

Другой ответит: «Жив!»

И вдруг весна растопит лед,

Разбудит двор и сад,

И все чудесно оживет,

И снова прилетят.

Теплынь нахлынет с влажных нив,

Набухнут ветви ив.

«Ты жив? Ты жив? Ты, братец, жив?»

«Я жив! Жив! Жив – жив – жив!»

- Вы догадались, о ком пойдет речь на занятии? (о птицах)

Правильно наше занятие посвящается птицам. Сегодня мы только начнём разговор о птицах, который продолжим на следующем занятии. А о каких именно птицах будем говорить вы мне ответите, если посмотрите на карту у нас на доске. Что это за карта? (Это карта Брянской области)

-Какого цвета много на карте? (Зелёного. У нас много лесов)

- Как вы думаете много у нас птиц в Брянской области?

-Значит, какова же тема нашего занятия? (Птицы Брянского края)

- А какую цель мы поставим на занятии? (Узнать птиц, различать по описанию, чем они питаются)

2.Работа по теме занятия

- А что вы знаете о птицах?

- Ребята, а каких птиц вы знаете?

- Скажите, ребята, а зачем нужны птицы? Какую пользу они приносят?

( Пение птиц, многие птицы истребляют вредных жучков и насекомых)

- Всех ли птиц мы можем встретить зимой? (Нет, остальные улетают в тёплые края)

- Как называют птиц, которые зимуют? (Зимующие.)

- Почему их так называют?

- А которые улетают? (Перелётные)

Почему они не остаются зимовать? (Потому что они не могут находиться в таких условиях, не переносят холод и им нечем питаться)

- Посмотрите к нам на занятие тоже прилетели птички!

-Знаете вы таких птичек. Назовём их. (Выставляем названия птиц)

-Но они немного заблудились. Давайте им поможем.

-Помогите птичкам и расселите их на деревья (Зимнее и летнее)

(Одна группа у доски,2 остальные группы самостоятельно. )

- Первая группа работает у доски. Вторая группа расселит только зимующих птичек на зимнее дерево, третья группа только перелетных на летнее дерево.

-Итак, проверим, что у нас получилось.

3. Физминутка

А сейчас немного поиграем, отдохнём.

- Если услышите название птицы, изображаете полёт, если другое животное приседаете

- Кукушка, белка, синица, сова, лиса, аист, волк, снегирь, ворона, собака.

- А теперь послушаем о каждой птичке. Игра называется «Угадай птицу по описанию». Если вы узнаете птичку, то поднимаете карточку с птичкой.

-Снегирь- очень красивая птичка с красной грудкой, чуть побольше воробья. Снегирь- наш зимний гость. Появляются снегири с первым снегом. За это и прозвали снегиря снегирем. Снегири питаются семенами растений и ягодами.

- Синичка маленькая, как воробышек. У неё чёрная шапочка, желтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перелетают ближе к селениям и городам. Любят они несолёное сало.

- Воробей это маленькая серая птичка. Ест все: насекомых, семена растений, хлебные крошки, зерно. Зимой воробьи держатся около жилья человека. Они летают стайками – так легче добывать пищу. Повсюду слышно их бодрое, весёлое чириканье.

-Ласточка -небольшая птичка . Спина – чёрная, а грудка белая. Клюв очень маленький, а хвост длинный раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнёзда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Прилетают ласточки самые последние,когда становится тепло и появляются насекомые.

- Аист – это белая крупная птица с большим красным клювом, длинными ногами и длинной шеей. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Это перелётная птица.

- Соловей славится своим чудесным, мелодичным пением. Она коричневато буро-сероватого цвета с рыжинками с большими тёмными глазами и длинными тёмными ножками. Прилетают к нам соловьи в мае. Питаются соловьи мухами,жуками, червяками, муравьями, а осенью черной смородиной.

- Узнать больше о птицах вы можете в книгах о птицах и энциклопедиях, которые можете взять в нашей библиотеке.

4. Закрепление изученного

- А теперь выполним задание в группах «Собери пазл»

-1 группа собрать пазлы зимующих птиц

-2 группа собрать пазлы перёлётных птиц

- 3 группа.У вас будет другое задание. «Угадай птицу по силуэту»(тени)

- Давайте проверим что у вас получилось (каждая группа демонстрирует, что у них получилось)

- Какая птичка оказалась лишней в 1 группе и во 2 группе?

- Ребята, а сейчас вашему вниманию представляется сценка «Разговор птиц».Послушайте её внимательно и скажите о чём же она?

- Должны мы помогать птицам? А как мы можем им помочь? (Изготовить кормушки).

- Мы с вами недавно изготовили кормушки для нашего школьного двора. Посмотрите. Эти кормушки мы повесим у нас во дворе.

5 .Итог занятия

- Вспомним тему нашего занятия.

- Что запомнили?

6. Рефлексия

- Если вам было интересно и у вас хорошее настроение,то покажите зелёный смайлик. А если вам было не интересно и скучно,красный смайлик.

-Молодцы! Мне очень приятно,что вам занятие понравилось. Спасибо!


ТЕМА: Славянская азбука, письменность и культура»

Цель:

· развивать личность, способную к самореализации, повышать уровень творческих способностей учащихся;

Достижение цели осуществлялось путём решения следующих задач:

Задачи для достижения цели:

· создать условия для самореализации личности каждого ребёнка через усвоение и презентацию творчески открытых знаний: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры;

· развивать личностные качества: толерантность, целеустремлённость; психические процессы: память, восприятие, мышление и познавательные процессы;

· воспитывать культуру демократических отношений и чувство любви и уважения к культуре русского народа;

· создавать условия для накопления и обогащения опыта нравственного поведения учащихся путём вовлечения их в практическую деятельность;

· вызвать живой и непосредственный интерес к истории своей малой родины;

Оборудование:

· аудиозапись колокольного звона, магнитофон.

· картинки.

· презентация «Дни славянской письменности и культуры».

· наглядный материал (старославянский и современный алфавит)

· "Гимн Кириллу и Мефодию"(муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача).

Ход занятия.

1.Орг. момент

2. Основная часть.

Звучит колокольный звон. Музыка «Москва златоглавая»

Сегодня на наше занятие к нам пришли гости. Поприветствуем их.

Тема нашего занятия «Славянская азбука, письменность и культура»

Сегодня вместе с богиней Клио мы отправимся в путешествие и узнаем об истории возникновения письменности.

1 чтец:
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли:

2 чтец:

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озарённый тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Ведущий. Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году. 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Церковь отмечает его как День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян. Праздник славянской письменности пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше 100 лет. В нашей стране он стал ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРАЗДНИКОМ С 1991года.

3-й чтец
По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

4-й чтец.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

5-й чтец.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

6-й чтец.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
Все. Мы - славяне!

Ведущий: И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку. Как называется эта азбука? ( Кириллица)

- А почему она так названа?

Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? Напоминают. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: добро, живёте, земля, люди, покой.

Буква А. Здравствуйте, дети. Угадайте, какая я буква? Аз!

Буква Б. А теперь угадайте, как меня зовут? Буки.

Аз и буки получилось слово – азбука.

Ведущий: Вам дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале алфавита. В народе так и говорят: «Сначала Аз да Буки, а потом и науки»

Веди. Меня зовут "Веди". Я все знаю, про все ведаю.

Ведущий: Тогда слушай мою загадку:

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Береза)

Часто в своих песнях воспевали славяне русскую берёзку. Особенно широко отмечался на Руси праздник Великой Троицы. Девушки пели песни и водили хороводы.

7-й чтец:

Мудрецам давно известно:
Там, где умным мыслям тесно,
Нет ни зависти, ни скуки.
Мастера там на все руки.
Шить, варить и рисовать,
Звонко петь и танцевать.

Хоровод «Во поле берёза стояла» - исполняет группа девочек.

Ведущий: Продолжаем знакомство со славянской азбукой.

Глаголь. Я буква "Глаголь".

Глаголить - значит говорить.

Ведущий: Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать. В народе говорили: «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь»

К нам спешит ещё одна буква.

Добро. Меня зовут "Добро".

Доброта - лучшая черта характера человека.

Добрым быть совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.

Люди. Я - буква "Люди".

Люди, вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите.
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.

Дети исполняют песню «Добро»

8-й чтец

Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них –

Буква рычащая.

Буква Р. Я буква Рцы.

Недаром я собой горжусь,

Ведь – я начало слова Русь!

9-й чтец

Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь девчата, -
Значит, будет жить она.

10-й чтец

Буква к букве - будет слово,
Слово к слову - речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.

Песня «У моей России»

Ведущий: . 43 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку. Славянские буквы изменились и на смену им пришёл русский алфавит.

11-й чтец

В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина,
Заняты школьники делом –
Пишут по белому черным,
Пишут по черному белым.
Ручками пишут и мелом:
“Нам не нужна война!”

12 чтец.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!

13 чтец.
Мы Отчизне верно служим,
Ты - один из сыновей.
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог Родине своей!

14 чтец.
Ждет тебя за труд награда -
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.

15 чтец.
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней!

16 чтец.
Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым,
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!

Ведущий: Спасибо братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.

"Гимн Кириллу и Мефодию»

3. Итог урока. Рефлексия.

Ведущий: Славное путешествие мы совершили . Богиня КЛИО предлагает нам показать своё настроение от работы на уроке, используя Цветок успеха. ( Дети прикрепляют цветочки 3-х цветов: зелёные, жёлтые, красные) Замечательный букет получился. Я желаю нам успехов и других интересных путешествий в науку историю, в прошлое. 28 октября в нашей стране отмечается ещё один интересный праздник – день бабушек и дедушек. Символом этого праздника является комнатное горшёчное растение. Мы можем сказать, что такое растение у нас получилось. Об этом празднике мы с вами будем говорить в четверг на классном часу.

1 августа 2020 в 12:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.