Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Медведевская средняя общеобразовательная школа Красногорского района Брянской области
|
Внеурочная деятельность "Азбука родного края" с 01.06 по 30.06 (мероприятия)Внеурочная деятельность "Азбука родного края" с 01.06 по 30.06 (мероприятия)Внеурочная деятельность «С Азбукой по родному краю» 1 класс Тема урока: Реки Брянской области Цели: 1. сформировать представление учащихся об особенностях рек Брянской области; 1. познакомить с разнообразием животных и растений рек родного края; 1. закрепить знания учащихся о реках, показать необходимость и способы их охраны; 1. способствовать формированию стремления к процессу познания. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, иллюстрация цапли и водоплавающих птиц, схема бассейна реки Десна , иллюстрации рыб, растений. Ход занятия: 1.Организационный момент. 2. Самоопределение к деятельности. -Ребята, к нам на занятие прилетела цапля с конвертом. Прочитайте содержимое конверта ( читает учащийся) СЛАЙД «Дорогие ребята, я приглашаю вас в увлекательное путешествие». Подпись Цапля. -Вы любите путешествовать?( ответы детей) - А куда мы отправимся путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку: Мокрая тётка бежит по земле –
- С какой рекой познакомились на прошлом уроке? (Десна) - Сформулируйте тему занятия. (Путешествие по реке Десна) - Раскрасьте реку Десна и притоки голубым карандашом. - Что вы можете рассказать о реке Десна? СЛАЙД (Десна – самая крупная река в Брянской области. На реке Десна стоит город Брянск.Её протяжённость составляет более тысячи ста километров. Исток реки находится в Смоленской области. Десна вытекает из болота «Голубой мох». Устье реки находится в северной части города Киева. Десна впадает в реку Днепр. ) - На каком транспорте можно путешествовать по реке? (Перечисляют виды транспорта) - А на каком отправимся мы, отгадайте загадку. Без рук, без ног, На брюхе плывет, Спереди носок, Сзади рулек. (моторная лодка) СЛАЙД - Откройте конвертик, достаньте содержимое. Прикрепите моторку к истоку реки Десна ( у каждого на столах схема бассейна реки Десна)
3. Организация процесса усвоения учащимися нового материала. - Отправляемся в путешествие. СЛАЙД (звучит запись «Звуки воды») - Проплываем мимо притока Габья, подплывём к притоку Ветьма. -Остановимся и внимательно посмотрим на речную гладь. - Может ли река быть чьим – то домом? (ответы детей) - Ребята, цапля приготовила для вас загадки. В тихой заводи живёт,
(учитель прикрепляет на схему иллюстрацию рака) - Какие у рака клешни, каждый знает: стоит зазеваться, и рак так схватит тебя за палец, то заревёшь от боли. Этим оружием он яростно отбивается от врагов. Летом раков часто можно найти в реке - под камнями у берега. А где раки зимуют, тебе известно? На зиму они забираются глубоко в свои береговые норы или зарываются в ил. Едва ли найдутся охотники ловить раков в ледяной воде. А вот в старину, при крепостном праве, помещики в виде наказания заставляли провинившихся крестьян зимой доставать раков из-подо льда. Отсюда и пошла поговорка: «Я покажу тебе, где раки зимуют». - Рак приглашает спустится на дно реки. - Как это сделать? Ведь мы не можем дышать под водой, люди не приспособлены для жизни под водой, так как у человека нет жабр для дыхания. Люди дышат легкими, нет плавников и хвоста для передвижения - Что можно придумать, чтобы спуститься на дно реки? (Предположения детей.) - Вот что для этого придумал человек? (Подводное снаряжение). СЛАЙД И г р а - и м и т а ц и я «Надень маску, акваланг и спустись под воду». - Кто живёт на дне реки, отгадайте загадки: 1.Опасней всех она в реке,
(учитель прикрепляет на схему иллюстрацию щуки) 2. На дне, где тихо и темно,
(учитель на схему прикрепляет изображение сома) 3. Рыба полосатая, Хищная, опасная, Ловит маленьких мальков, Красный цвет у плавников (окунь) СЛАЙД (учитель прикрепляет к схеме изображение окуня) 4. Он драчун и забияка,
(учитель прикрепляет к схеме изображение окуня) - Поднимаемся со дна реки и отправляемся дальше. Проплываем мимо притоков Болва и Снежеть посмотрите внимательно, какие цветы растут на реке? СЛАЙД (кубышка жёлтая, кувшинка) Рассказ учителя . Кубышка жёлтая. Кубышка жёлтая украшает многие реки. Только не путайте её с кувшинкой, у которой цветы белые. Хотя кубышка встречается чаще, она нуждается в охране. Кувшинка. Кувшинку называют водяной лилией. Распускаются в одно время с кубышками. И цветут так же долго – до конца лета. Но вот о чём я всё время думаю. Уж больно красива и нежна белая лилия! Уж больно таинственными, сказочными мне кажутся эти цветы!.. А останется ли такая сказка жить … Другие растения. По берегам растут ковыль, чабрец, шалфей, пастушья сумка.
(учитель прикрепляет к схеме изображения кубышек и кувшинок) - Плывём дальше к притоку Ревна. Причалим к берегу и немного отдохнём. Физкультминутка К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре. Вот так славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе раз – это брасс, Одной, другой, это кроль. Вышли на берег крутой. Отряхнулись – домой! - Продолжаем путешествие. Подплывём к притоку Навля. Посмотрите какие растения можно увидеть на берегах рек. СЛАЙД -Кто знает названия этих растений? (Рогоз, тростник) (учитель прикрепляет изображения на схему) - Продолжаем путешествие. Подплывём к реке Нерусса и посмотрим на берег. СЛАЙД (песчаный пляж) - Выйдем на берег и устроим привал. Кто знает, что означает слово привал? (ответы детей) - Разожжём костёр, съедим бутерброды. Теперь оправляемся дальше. - Ребята, почему наша цапля показывает красный цвет? Что мы забыли (Убрать за собой мусор) (учитель прикрепляет на схему знак «Убери мусор») - Отчего загрязняется вода в реках? - Чем опасно загрязнение воды? - Как люди охраняют воду от загрязнения? -Подплывая к реке Судость цапля предлагает познакомить со своими подружками. ( на доске иллюстрации птиц: водяная курочка, лебеди, дикие гуси, утки, дятел) -Какие птицы могут быть подружками цапли?(учащие по очереди группируют птиц) Как одним словом можем назвать этих птиц? (водоплавающие) - Вот и закончилось наше путешествие. Цапля прощается с вами. 4. Рефлексия. - Откройте конвертики под номером два. Что цапля приготовила для вас? (рыбы, растения) - Украсьте каждый свою схему. 5. Подведение итогов. - По какой реке путешествовали? (по Десне) - Какие притоки проплывали? (ответы детей) - Выразите соё настроение, используя смайлики: красный – ничего не понял на занятии, зелёный – работал, но не всё успел, жёлтый – всё успел, настроение отличное) Ученик рассказывает стихотворение Е.Шварца Наша Брянская область – Удивительный край. Здесь грибов да черники Поезда нагружай. А озёр и озёрец, А речушек и рек Сосчитать не сумеет Ни один человек!
Тема: «Птицы Брянского края». Цель: познакомить учащихся с птицами родного края. Формируемые УУД.
Предметные: сформировать у детей представление о птицах живущих рядом с нами; учить распознавать перелетных и зимующих птиц. Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, Метапредметные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Регулятивные: определять цель выполнения заданий на занятии, умение сотрудничать; Познавательные: использовать знания для бережного отношения к природе, выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов, формулировать проблему и самостоятельно создавать способы её решения. Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, умение работать в группе, учить оценивать свою работу и работу группы, отвечать на вопросы учителя, товарищей, соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Используемые педагогические технологии, методы и приемы Системно- деятельностный подход; словесный, наглядный, исследовательский метод, игра. Оборудование: карточки с названиями птиц, пазлы, фломастеры и карандаши, клей, бумага, выставка книг о птицах, кормушки. 1. Организация класса. Сообщение темы и цели занятия. Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, повернитесь, посмотрите, поприветствуйте С каким настроением вы пришли на занятие? Поделитесь этим настроением друг с другом. Улыбнитесь друг другу и начнём занятие. Я предлагаю Вам послушать стихотворение Елены Благининой «Друзья». Есть во дворе у нас друзья, Встают они чуть свет И в чужедальние края Не улетают – нет! Повеет ветер с темных нив, Поникнут ветви ив, Один другого спросит: «Жив?» Другой ответит: «Жив!» Потом пойдет крутить пурга, Остынет вся земля, И лягут белые снега На черные поля. Мороз ударит, опушив Нагие ветви ив, Один другого спросит: «Жив?» Другой ответит: «Жив!» И вдруг весна растопит лед, Разбудит двор и сад, И все чудесно оживет, И снова прилетят. Теплынь нахлынет с влажных нив, Набухнут ветви ив. «Ты жив? Ты жив? Ты, братец, жив?» «Я жив! Жив! Жив – жив – жив!» - Вы догадались, о ком пойдет речь на занятии? (о птицах) Правильно наше занятие посвящается птицам. Сегодня мы только начнём разговор о птицах, который продолжим на следующем занятии. А о каких именно птицах будем говорить вы мне ответите, если посмотрите на карту у нас на доске. Что это за карта? (Это карта Брянской области) -Какого цвета много на карте? (Зелёного. У нас много лесов) - Как вы думаете много у нас птиц в Брянской области? -Значит, какова же тема нашего занятия? (Птицы Брянского края) - А какую цель мы поставим на занятии? (Узнать птиц, различать по описанию, чем они питаются) 2.Работа по теме занятия - А что вы знаете о птицах? - Ребята, а каких птиц вы знаете? - Скажите, ребята, а зачем нужны птицы? Какую пользу они приносят? ( Пение птиц, многие птицы истребляют вредных жучков и насекомых) - Всех ли птиц мы можем встретить зимой? (Нет, остальные улетают в тёплые края) - Как называют птиц, которые зимуют? (Зимующие.) - Почему их так называют? - А которые улетают? (Перелётные) Почему они не остаются зимовать? (Потому что они не могут находиться в таких условиях, не переносят холод и им нечем питаться) - Посмотрите к нам на занятие тоже прилетели птички! -Знаете вы таких птичек. Назовём их. (Выставляем названия птиц) -Но они немного заблудились. Давайте им поможем. -Помогите птичкам и расселите их на деревья (Зимнее и летнее) (Одна группа у доски,2 остальные группы самостоятельно. ) - Первая группа работает у доски. Вторая группа расселит только зимующих птичек на зимнее дерево, третья группа только перелетных на летнее дерево. -Итак, проверим, что у нас получилось. 3. Физминутка - А сейчас немного поиграем, отдохнём. - Если услышите название птицы, изображаете полёт, если другое животное приседаете - Кукушка, белка, синица, сова, лиса, аист, волк, снегирь, ворона, собака. - А теперь послушаем о каждой птичке. Игра называется «Угадай птицу по описанию». Если вы узнаете птичку, то поднимаете карточку с птичкой. -Снегирь- очень красивая птичка с красной грудкой, чуть побольше воробья. Снегирь- наш зимний гость. Появляются снегири с первым снегом. За это и прозвали снегиря снегирем. Снегири питаются семенами растений и ягодами. - Синичка маленькая, как воробышек. У неё чёрная шапочка, желтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перелетают ближе к селениям и городам. Любят они несолёное сало. - Воробей это маленькая серая птичка. Ест все: насекомых, семена растений, хлебные крошки, зерно. Зимой воробьи держатся около жилья человека. Они летают стайками – так легче добывать пищу. Повсюду слышно их бодрое, весёлое чириканье. -Ласточка -небольшая птичка . Спина – чёрная, а грудка белая. Клюв очень маленький, а хвост длинный раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнёзда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Прилетают ласточки самые последние,когда становится тепло и появляются насекомые. - Аист – это белая крупная птица с большим красным клювом, длинными ногами и длинной шеей. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Это перелётная птица. - Соловей славится своим чудесным, мелодичным пением. Она коричневато буро-сероватого цвета с рыжинками с большими тёмными глазами и длинными тёмными ножками. Прилетают к нам соловьи в мае. Питаются соловьи мухами,жуками, червяками, муравьями, а осенью черной смородиной. - Узнать больше о птицах вы можете в книгах о птицах и энциклопедиях, которые можете взять в нашей библиотеке. 4. Закрепление изученного - А теперь выполним задание в группах «Собери пазл» -1 группа собрать пазлы зимующих птиц -2 группа собрать пазлы перёлётных птиц - 3 группа.У вас будет другое задание. «Угадай птицу по силуэту»(тени) - Давайте проверим что у вас получилось (каждая группа демонстрирует, что у них получилось) - Какая птичка оказалась лишней в 1 группе и во 2 группе? - Ребята, а сейчас вашему вниманию представляется сценка «Разговор птиц».Послушайте её внимательно и скажите о чём же она? - Должны мы помогать птицам? А как мы можем им помочь? (Изготовить кормушки). - Мы с вами недавно изготовили кормушки для нашего школьного двора. Посмотрите. Эти кормушки мы повесим у нас во дворе. 5 .Итог занятия - Вспомним тему нашего занятия. - Что запомнили? 6. Рефлексия - Если вам было интересно и у вас хорошее настроение,то покажите зелёный смайлик. А если вам было не интересно и скучно,красный смайлик. -Молодцы! Мне очень приятно,что вам занятие понравилось. Спасибо!
ТЕМА: Славянская азбука, письменность и культура» Цель: · развивать личность, способную к самореализации, повышать уровень творческих способностей учащихся; Достижение цели осуществлялось путём решения следующих задач: Задачи для достижения цели: · создать условия для самореализации личности каждого ребёнка через усвоение и презентацию творчески открытых знаний: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры; · развивать личностные качества: толерантность, целеустремлённость; психические процессы: память, восприятие, мышление и познавательные процессы; · воспитывать культуру демократических отношений и чувство любви и уважения к культуре русского народа; · создавать условия для накопления и обогащения опыта нравственного поведения учащихся путём вовлечения их в практическую деятельность; · вызвать живой и непосредственный интерес к истории своей малой родины; Оборудование: · аудиозапись колокольного звона, магнитофон. · картинки. · презентация «Дни славянской письменности и культуры». · наглядный материал (старославянский и современный алфавит) · "Гимн Кириллу и Мефодию"(муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача). Ход занятия. 1.Орг. момент 2. Основная часть. Звучит колокольный звон. Музыка «Москва златоглавая» Сегодня на наше занятие к нам пришли гости. Поприветствуем их. Тема нашего занятия «Славянская азбука, письменность и культура» Сегодня вместе с богиней Клио мы отправимся в путешествие и узнаем об истории возникновения письменности. 1 чтец:
2 чтец: В монастырской келье узкой, В четырёх глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах. Он писал зимой и летом, Озарённый тусклым светом. Он писал из года в год Про великий наш народ. Ведущий. Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году. 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Церковь отмечает его как День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян. Праздник славянской письменности пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше 100 лет. В нашей стране он стал ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРАЗДНИКОМ С 1991года. 3-й чтец
4-й чтец.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
5-й чтец.
6-й чтец.
Ведущий: И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку. Как называется эта азбука? ( Кириллица) - А почему она так названа? Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? Напоминают. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: добро, живёте, земля, люди, покой. Буква А. Здравствуйте, дети. Угадайте, какая я буква? Аз! Буква Б. А теперь угадайте, как меня зовут? Буки. Аз и буки получилось слово – азбука. Ведущий: Вам дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале алфавита. В народе так и говорят: «Сначала Аз да Буки, а потом и науки» Веди. Меня зовут "Веди". Я все знаю, про все ведаю. Ведущий: Тогда слушай мою загадку: Белоствольные красавицы
Часто в своих песнях воспевали славяне русскую берёзку. Особенно широко отмечался на Руси праздник Великой Троицы. Девушки пели песни и водили хороводы. 7-й чтец: Мудрецам давно известно:
Хоровод «Во поле берёза стояла» - исполняет группа девочек. Ведущий: Продолжаем знакомство со славянской азбукой. Глаголь. Я буква "Глаголь". Глаголить - значит говорить. Ведущий: Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать. В народе говорили: «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь» К нам спешит ещё одна буква. Добро. Меня зовут "Добро". Доброта - лучшая черта характера человека. Добрым быть совсем непросто,
Только надо очень добрым быть,
Люди. Я - буква "Люди". Люди, вы в ладу живите,
Дети исполняют песню «Добро» 8-й чтец Есть буквы шипящие, Есть буквы свистящие, И только одна из них – Буква рычащая. Буква Р. Я буква Рцы. Недаром я собой горжусь, Ведь – я начало слова Русь! 9-й чтец Русь талантами богата,
10-й чтец Буква к букве - будет слово,
Песня «У моей России» Ведущий: . 43 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку. Славянские буквы изменились и на смену им пришёл русский алфавит. 11-й чтец В классе уютном, просторном
12 чтец.
13 чтец.
14 чтец.
15 чтец.
16 чтец.
Ведущий: Спасибо братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. "Гимн Кириллу и Мефодию» 3. Итог урока. Рефлексия. Ведущий: Славное путешествие мы совершили . Богиня КЛИО предлагает нам показать своё настроение от работы на уроке, используя Цветок успеха. ( Дети прикрепляют цветочки 3-х цветов: зелёные, жёлтые, красные) Замечательный букет получился. Я желаю нам успехов и других интересных путешествий в науку историю, в прошлое. 28 октября в нашей стране отмечается ещё один интересный праздник – день бабушек и дедушек. Символом этого праздника является комнатное горшёчное растение. Мы можем сказать, что такое растение у нас получилось. Об этом празднике мы с вами будем говорить в четверг на классном часу. 1 августа 2020 в 12:07
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.