Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Медведевская средняя общеобразовательная школа Красногорского района Брянской области

Новые ФГОС: что важно знать учителю

 В сентябре 2021 года были опубликованы новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые определят вектор развития современной российской школы. О том, что изменилось и как это повлияет на работу учителя, мы поговорили с экспертом на вебинаре.

Изменения уже приняты, остаётся на практике осознать принципиальные различия между ФГОС 2-го и 3-го поколения. На что обратить внимание при составлении программ по новому стандарту? Как детализировать учебные компетенции и критерии оценивания? На какие образовательные ресурсы и правовые документы при этом опираться? 

Новые вызовы ФГОС НОО и ФГОС ООО в школе с учётом государственной политики в сфере общего образования

Государство заинтересовано в повышении результативности обучения российских школьников. В связи с этим новый образовательный стандарт предлагает несколько принципиально новых установок:

ориентацию на формирование единого образовательного пространства на всей территории Российской Федерации;  введение чёткой системы оценивания результатов обучения; повышение качества образовательного процесса за счёт внеурочных форм деятельности и внедрения новых технологий в образовательный процесс; формирование личностных и предметных навыков, позволяющих применять школьные знания в реальных жизненных ситуациях; учёт здоровьесберегающих факторов в процессе обучения.

Это напрямую отразится на деятельности учителей-предметников уже на этапе составления рабочих программ.

Требования к рабочим программам

  1. Авторские разработки не должны дублировать программы, составленные авторами учебников. Ориентиры такого рода необходимо проверять на соответствие требованиям ФГОС. При отсутствии отдельных тематических блоков школьные учителя, работающие по одному учебнику, редактируют рабочую программу, самостоятельно дополняют её учебным материалом, согласовывают базу образовательных ресурсов.
  2. Наиболее важными пунктами программы являются «содержание учебной дисциплины» и «результаты освоения учебной дисциплины». Результаты нужно максимально детализировать по годам. При этом важно указывать не часы, отведённые на предмет, а конкретные результаты обучения. К примеру, ученики и родители должны понимать, какое количество новых слов обязан освоить к концу учебного года шестиклассник, задачи какого типа должны решать учащиеся 7-го класса, сочинения какого объёма необходимо писать девятикласснику и так далее. Это поможет избежать конфликтных ситуаций при выставлении оценки, оптимизирует учебный процесс. Программа составляется комплексно, сразу на несколько лет. Например, если вы готовите программу по предмету «Окружающий мир» для 2-го класса, обозначьте желаемые результаты обучающихся таким образом, чтобы они вместе с результатами первоклассников и третьеклассников отразились на итоговых компетенциях выпускника (в 4-м классе). Результаты выпускника (4-й и 9-й классы) — ориентир для составителя любой учебной программы.
  3. Единство в содержании учебной дисциплины поможет создать общее образовательное поле по всей стране. Переезжая из одного города в другой, обучающийся легко сориентируется в перечне изученных и неизученных тем. Программа будет составлена таким образом, что содержание предмета в каждом классе станет единым для всех регионов вне зависимости от учебника, выбранного каждым конкретным педагогом.
  4. Эксперты обращают внимание на правильное указание форм обучения. Они могут быть следующими:
    - очная с применением дистанционных образовательных технологий; 
    - очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий; 
    - заочная с применением дистанционных образовательных технологии.

Вызовы времени, связанные с полным или частичным переходом на дистант, провоцируют всё более интенсивное обращение к электронным образовательным платформам. Таких ресурсов не должно быть слишком много, чтобы учащиеся воспринимали учебный фрагмент целостно. Рекомендуется отдавать предпочтение очной и очно-заочной формам обучения, ведение уроков в начальной школе полностью в заочной форме крайне нежелательно.

Повышение качества образовательного процесса: за счёт чего?

Новый стандарт не регламентирует увеличение количества часов на преподавание каждой из 26 школьных дисциплин. Для улучшения качества образования предлагается сделать акцент на внеурочной деятельности и использовании инновационных технологий.

Государство обозначило пять приоритетных учебных дисциплин, изучаемых в средней школе:

математика; физика; информатика; химия; биология.

Если вектор работы учителя совпадает с этими направлениями или соответствует общему направлению учебного заведения, педагог-предметник готов предложить инновационный подход в преподавании предмета и обосновать его значимость для обучающихся, он вправе говорить с администрацией школы об увеличении рабочей нагрузки. Это можно сделать за счёт часов внеурочной деятельности. Например, в биотехнологическом лицее уместно проводить дополнительные занятия в лаборатории с учениками 3–4 классов. Такие встречи с педагогом за рамками расписания увлекают детей, развивают интерес к предмету, дарят учителю возможность творчества.

Ещё один способ сделать процесс обучения более интенсивным — обращение к электронным образовательным площадкам. В графе «Ресурсы» должны быть обозначены ЭОР: мультимедийные программы, виртуальные лаборатории, электронные учебники и задачники, коллекции цифровых образовательных ресурсов, содержание которых соответствует законодательству об образовании. При этом безусловным подспорьем в поиске заданий для тысяч педагогов России является «ЯКласс».

«Педагог процесса» — «педагог результата»: как перестроиться

Составители новых стандартов призывают современных педагогов перестать ориентироваться только на перечень тем учебного плана. Перед нами больше не стоит задача изучить весь учебник от корки до корки. Ориентиром должен служить перечень учебных тем и примерные образцы программ, прописанных на сайте Росреестра, но не выбранный учителем учебник.  

Если для полного освоения материала необходимо отступить от учебника, допускается самостоятельно добавить дополнительную тему, разработать авторский курс. Важно дать знания и умения, обеспечивающие практический результат, а не просто озвучить в классе некоторое количество учебной информации. Каждый учитель сталкивается с подготовкой к Всероссийским проверочным работам и видит, насколько отличается материал учебника от требований составителей тестов. Ответственность педагога — устранить пробелы в формировании необходимых навыков, дополнив необходимым материалом свою рабочую программу.

Деятельностная форма: технологии, ориентированные на практику

Педагогов готовят к формированию гибких навыков у учащихся. Школьники должны ориентироваться в ситуациях, где нет понятийного аппарата, но присутствуют конкретные жизненные задачи. Например, без проговаривания понятий «площадь» и «периметр» нужно подсчитать количество плитки, необходимой для облицовочных работ, или вычислить длину забора для загородного участка. Необходимо учитывать эту установку при заполнении графы программы «Предметные результаты».

К личностными результатами обучения в первую очередь относится формирование гражданско-патриотических ценностей. Рекомендуется различать формы подачи информации (прямое и непрямое воздействие) в разных возрастных группах.

Здоровьесберегающие технологии

Новый стандарт не устанавливает ограничений на число уроков физкультуры в неделю. Если недавно выпустившиеся 11-классники занимались спортом 2 раза в неделю, современным старшеклассникам по решению администрации школы могут добавить ещё час занятий.

Кроме того, в стандартах прописано соотношение видов деятельности, позволяющее ограничить пребывание детей за компьютером в процессе дистанционного обучения.
Отдельный пункт нового стандарта — особенности обучения учащихся с ОВЗ. Для них предусмотрены индивидуальные виды учебной деятельности, прописаны критерии сдачи аттестационных работ.

Модульное обучение

Важным нововведением ФГОС является установка на модульное обучение. Во многих школах с 2020 года уже апробируются инвариантные модули предмета «Технология». Они могут быть следующими:

производство и технологии;  технологии обработки материалов, пищевых продуктов; робототехника;  автоматизированные системы; 3D-моделирование.

В реализации модульных направлений могут помочь центры «Точка Роста» и подобные структуры в регионах. Понятия «учебный предмет», «учебный курс» и «учебный модуль» не тождественны. Программы учебного курса составляются совместно преподавателями всех модулей.

Также новым стандартом приветствуется деление учащихся на подгруппы (по любому принципу). Работа в подгруппах усложняет тарификацию труда учителя, но выход есть: например, можно объединить в рамках урока учебные подгруппы двух классов одной учебной параллели.

Приоритетом нового стандарта становится свобода преподавателя в выборе и использовании педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания. При этом эксперты просят обратить внимание на культуру поведения учителя, фактор стрессоустойчивости как важный элемент воспитания собственным примером.

Изменения в учебном плане

Среди обязательных предметов по-прежнему остаются дисциплины

родной язык, родная литература. Даже если весь класс планирует изучать русскую литературу и русский язык, школа обязана получить от родителей официальное согласие в форме заявлений.

Такое же согласие (или отказ) требуется при введении в образовательном заведении второго иностранного языка.

Изменения касаются такого предмета, как математика. Теперь он будет иметь такое название на всём протяжении обучения с 5-го по 9-й класс, без формального деления на алгебру и геометрию. В программе эти составляющие должны быть прописаны отдельными тематическими блоками.

Обязательным остаётся предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Отметка по нему идёт в аттестат.

Учителя-историки будут преподавать единый предмет история, а программа по нему будет составляться в соответствии с разделами «История России» и «Всеобщая история».
Часть дисциплин, формируемая участниками образовательных отношений, выявляется на основе выбора родителей. Формировать такой выбор следует через диалог на родительских собраниях, обосновывая значимость и актуальность предлагаемых предметов.

Отдельным предметом школьной программы может стать «Функциональная грамотность учащихся». Эта дисциплина обеспечит перевод школьных знаний и навыков в условия реальной жизни. Практиковать функциональный подход необходимо уже сейчас, в рамках каждой учебной дисциплины.

28 ноября 2021 в 15:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.